Правительство Японии объявило о намерении выдавать водителям в возрасте старше 75 лет специальные права. Чиновники говорят, что пожилые водители путают педали, а полиция приводит данные, согласно которым такие водители становятся виновниками более половины всех ДТП в стране. Дмитрий КОШКИН решил разобраться, не является ли такое решение дискриминацией по возрастному признаку, и выяснил, что те или иные ограничительные меры для пенсионеров за рулем введены в ряде стран. В России подобные попытки пока не увенчались успехом.
Правительство Японии планирует выдавать пожилым водителям в возрасте старше 75 лет специальные права, сообщает ТАСС со ссылкой на газету Nikkei. Власти при этом приводят статистику, согласно которой в стране растет число ДТП с участием пожилых людей. В прошлом году, например, в результате ДТП на дорогах Японии погибли 3,5 тысячи человек, что стало рекордно низким показателем с 1948 года (начало наблюдений). При этом, по данным полиции, более половины виновников аварий — люди в возрасте старше 65 лет. Многие из возрастных водителей, говорят чиновники, путают педали или поздно реагируют на изменение дорожной ситуации.
Дискриминация пожилых людей?
Прежде всего подобные водительские лицензии планируется выдавать в добровольном порядке взамен обычных прав. Более того, их получение сулит пожилым водителям экономическую выгоду. Дело в том, что пожилые водители в Японии платят более высокие страховые взносы по сравнению с более молодыми коллегами. Получение специальных прав, обещают в правительстве, позволит им получить скидку до 10% на полис. При этом специальные водительские удостоверения будут выдавать не всем желающим, а только тем, кто садится за руль современных автомобилей, оснащенных электронными помощниками, в частности системой автоматического торможения. Впрочем, как у любой экономии, здесь есть обратная сторона: интеллектуальные системы сами по себе недешевы, они устанавливаются в дорогие автомобили. Японское правительство, сообщают СМИ, намерено провести консультации с автоконцернами по поводу дальнейшего внедрения электронных помощников водителя и перспектив их установки на более дешевые модели.
В этом контексте инициатива японского правительства выглядит скорее как забота о пожилых людях, нежели попытка ограничения их прав. В некоторых странах Европы, отмечу, пожилые водители могут обменять свои права на бесплатный проездной на общественный транспорт.
В России несколько лет назад законодатели также предприняли попытку ввести регулирование получения водительских удостоверений для пенсионеров. Депутаты Госдумы предложили ограничить срок действия прав граждан, которым исполнилось 65 лет, пятью годами (обычно срок действия водительских документов составляет 10 лет). «Когда мы выдаем водителю в 65 или в 70 лет водительское удостоверение, которое действует еще 10 лет, это предполагает, что физическое состояние водителя через определенный промежуток времени, наверное, может не соответствовать тем физическим кондициям, которые обеспечивают нормальное вождение», — объяснил возглавлявший тогда думский комитет по транспорту Сергей Шишкарев. Он подчеркнул, что значительное число ДТП на российских дорогах происходит с участием водителей пожилого возраста. Инициатива вызвала общественный резонанс и была названа нарушением конституционных прав граждан. «Статья 19 Конституции гласит, что все граждане равны перед законом независимо от социального и материального положения, пола, возраста, национальности и так далее, — заявил, например, лидер «Движения автомобилистов России» Леонид Ольшанский. — Здесь получается дискриминация по возрасту». Эксперты отмечали, что «пенсионеры ездят очень медленно, аккуратно, не превышают скорость, не подрезают, водят более аккуратно в силу возраста, чем молодежь». В итоге от идеи решили отказаться.
Любопытно, что зарубежные эксперты проводили анализ влияния возраста водителя на потенциальный риск попасть в аварию. Так, Центр транспортных исследований Организации европейского сотрудничества и развития (ОЭСР), изучая статистику с 1990 по 2006 год, пришел к выводу, что на молодых водителей приходится около 27% аварий со смертельным исходом по странам ОЭСР. Смертность водителей в возрасте от 18 до 24 лет вдвое, согласно приведенным данным, превышает этот показатель для водителей старшего возраста.
Не прижилась в России и другая идея — выделить транспортные средства возрастных водителей на дороге специальными значками. В 2016 году это предложил, в частности, глава столичного муниципального района Арбат. «Ты едешь правильно, а тебя подрезал «чайник» или пожилой человек, — заявил чиновник. — О том, что это не молодой неопытный, а опытный, но уже постаревший водитель, должен предупреждать знак — два восклицательных знака. И будет ясно, что к этому автотранспорту надо относиться осторожно».
Между тем практика специальной маркировки транспортных средств, которыми управляют пенсионеры, существует. В той же Японии в 1997 году ввели специальный опознавательный знак для машин, которые водят граждане старше 75 лет. Водитель обязан использовать наклейку Koreisha («Пожилой водитель») на своем автомобиле спереди и сзади. Сперва знак был выполнен в виде красно-желтого листка. Но пожилые водители не захотели ассоциировать себя с опавшими листьями. Поэтому с 2007 года их можно опознать по четырехлистнику.
Добавлю: водители старше 80 лет обязаны пройти специальную медкомиссию для подтверждения права управления автомобилей в Голландии, Дании, Испании, Франции и Германии.