С новым кодом!
6 минут
13 февраля 2019
«Школа 21» — это социальный проект Сбербанка, где можно выучиться на программиста с нуля. Обычно школа набирает учеников от 18 до 30 лет, но в этом году впервые открыт набор студентов старше 50. Как попасть в школу? Где находят работу ее выпускники? Почему людей активного возраста выпускают в один «бассейн» с молодежью? Обо всем этом Марии ЕЛКИНОЙ рассказала директор «Школы 21» Светлана Инфимовская.
— Неужели можно выучиться на программиста с нуля? Наверняка должны быть какие-то базовые навыки, математическое образование, например?
— 40% наших молодых студентов пробуют программировать в первый раз. Очень важный для нас сегмент — ребята, которые по какой-то причине не попали в вуз. Они могут подрабатывать курьерами, кассирами, официантами… Поскольку они привыкли рассчитывать только на себя, это гипермотивированные ребята.
Если говорить о людях старшего возраста, не вижу большой разницы между ними и молодежью. Даже 18 и 30 лет — это фактически два разных поколения. Тем не менее ребята работают вместе с первого дня, помогают друг другу проходить этот, по сути, каждодневный экзамен, хотя гипотетически они конкуренты. Это правильная креативная среда, где никто не смотрит, сколько тебе лет — 18, 30, 50 или 60. Смотрят на твою готовность сотрудничать.
— Как организовано обучение в школе?
— В отличие от любых других образовательных проектов, мы учим писать программы с нуля. Программа рассчитана на 21 уровень. Независимо от подготовки все студенты начинают с 1-го. Они изучают несколько языков программирования, но сперва осваивают базовый язык С. Пройдя первые cемь уровней, они закрывают первый этап. Далее среди наших партнеров выбирают компанию и уходят на стажировку. Второй большой этап закрывают после 16-го. Начиная с 8-го уровня они осваивают другие языки, выбирают направления, в которых планируют работать, и получают необходимые навыки, чтобы стать специалистами мирового уровня.
С первого дня ты вынужден общаться с другими студентами, в том числе учиться у них. Есть некое клише, что программисты — интроверты, которые отгораживаются монитором и ни с кем не разговаривают. В нашей школе без общения ты не сможешь продвинуться. Есть совместные задания и ежедневные проверки. К тебе подходят люди и оценивают твою работу. И ты точно так же подходишь к ним и должен объяснить, почему ставишь ноль или любую другую оценку. Это действительно школа без учителей и без лекций. Есть задания — и неважно, откуда ты берешь знания, чтобы их выполнить.
В отличие от любых других курсов, мы учим писать программы с нуля. Представьте, что перед вами куски текста, и вы должны составить их так, чтобы получился хороший рассказ. Чему учим мы? Не компилировать, а писать каждую букву, каждый символ, понимая, как устроен язык. Это понимание и море проектов на пути помогают стать специалистом совсем другого качества. А сделать сайт даже далекий от программирования человек может научиться за неделю.
— Как попасть в вашу школу?
— Сначала необходимо пройти онлайн-тест на формальную логику и память, который занимает порядка двух часов. Любой среднестатистический человек в состоянии его пройти. Затем мы просим записать видеоинтервью для знакомства — нам важно понять, что человек хочет получить на выходе, кем себя видит. После этого приглашаем на очную встречу — важно, чтобы он к нам физически пришел, посмотрел на школу, на ребят.
— И что же он видит?
— Самое главное, что наша программа работает с мотивацией. Тебя никто не подгоняет — за тобой нет деканата, куратора, старосты… Любимый вопрос к студентам: «Что вы здесь делаете в 7 утра?»
Они могут учиться 24 часа семь дней в неделю. Вся программа у тебя на руках. Ты сам задаешь себе темп, определяешь расписание и ветку, по которой хочешь развиваться, — веб-разработка, Unix, графика, системное администрирование… Наша задача — выпускать специалистов, которые смогут решать проблемы компании. И неважно, какой это будет язык программирования.
Если человек принимает решение учиться, то попадает в «бассейн» — так мы называем четырехнедельный интенсив по программированию, который является отбором на основное обучение в «Школе 21». В среднем из 500 человек «выплывают» 30—40%. Основной отток (около 30%) происходит в первые три дня, когда ты понимаешь, что это совсем не твое. «Бассейн» — это некая симуляция твоей жизни и ситуаций на работе, среда, где объем работы в разы больше, чем можешь выполнить. Методологически закладывалось, что «бассейн» — это стресс, который учит тайм-менеджменту, общению с людьми и т. п. Это сделано сознательно — учит распределять время.
— И как справляются с этим напряжением пожилые люди? Может быть, им нужен какой-то более щадящий режим по сравнению с молодежью?
— Однозначно нет. Мы работаем по франшизе французской «Школы 42», которая уже запускала подобный эксперимент со «взрослыми» людьми. Там для людей старшего возраста сделали отдельный «бассейн» — и результаты были на редкость плачевные. А когда запустили совместный «бассейн» для них и молодежи, кумулятивный результат был значительно выше.
У старшего поколения есть преимущество: нет барьера в общении, поэтому зачастую им легче перенимать знания у молодежи. Вообще у них много преимуществ перед молодыми людьми: коммуникации, жизненный опыт, здравый смысл и логика. Не сказала бы, что скорость принятия решений у них ниже. Тогда чем они хуже? Только лучше.
— А психологических сложностей не возникает? Многим наверняка первое время некомфортно. Например, оказаться менее сообразительными, чем молодежь.  
— Вы с человеком на одной волне — вместе занимаетесь одним проектом. Плюс молодое поколение более адаптивно. Это не назвать панибратством, но границы между поколениями для них все-таки чуть меньше. К тому же общение с молодежью всегда очень подпитывает. Наши студенты признавались, что даже домой не хочется идти, потому что они встретили людей, с которыми хочется общаться.
— Куда планирует устраиваться первый поток студентов? Найдутся ли в IT-компаниях места для них?
— Я достаточно долго работаю на рынке IT в самых разных сегментах, и за последние 20 лет ситуация на рынке практически не изменилась. Кадровый голод даже нарастает — как в старые времена, когда нужны были машинистки с любой скоростью печати. Зарубежный опыт наших школ говорит, что после пары месяцев обучения уже на первой стажировке получают job offer. Но надо понимать, что компании берут их на стартовые позиции. Если не обучаться дальше, ты не растешь. Если работодателю очень понравится кандидат, мы советуем ему предложить работу part-time. Тогда человек сможет доучиться у нас и выйти более квалифицированным специалистом.
— Но ведь не каждый рискнет взять на работу человека пенсионного возраста, только-только освоившего новую специальность. Если отбросить иллюзии, каковы их реальные шансы получить работу?
— Большинство компаний требуют при приеме на работу диплом о профильном высшем образовании. Это некая гигиеническая норма. Но если мы, к примеру, говорим о языке Java, о Data Science и об искусственном интеллекте, то это три направления, где наблюдается жуткая нехватка специалистов. Компании готовы брать 18-летних ребят, которые хоть немного в этом разбираются — и точно так же возьмут 60-летнего. Есть ряд направлений, где работают люди 60—65+ только потому, что у них уникальная специализация. Я убеждена в том, что спрос на них не упадет.  
Зарегистрироваться к участию в "Школе 21".
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300